Магическая уборка для детей
Наш новый обзор начнем с вопроса. Как вы думаете, какая книга была написана раньше: «Магическая уборка» Мари Кондо или книга ее соотечественницы Нагисы Тацуми «Магическая уборка для детей»? Ответ таков: самый знаменитый бестселлер о наведении порядка появился позже. Более того, по словам Мари Кондо, именно книги Нагисы вдохновили ее на творчество. Одного этого факта достаточно, чтобы вызывать читательский интерес. Но есть еще несколько причин заглянуть в книгу.
Во-первых, «Магическая уборка для детей» стала бестселлером – очень многим родителям показались полезными советы Нагисы, мамы двоих детей. Во-вторых, несмотря на востребованность темы, информации о том, как приучить ребенка к порядку, не так уж много, а тут – целая книга с советами на все случаи жизни. И в-третьих, интересен сам подход Нагисы Тацуми, для которой уборка нечто большее, чем механическое возвращение вещей на свои места. Цитируем: «Для меня самое важное в наведении порядка – не конкретные приемы и техники. Я считаю, что благодаря уборке люди учатся чему-то более важному – обращаться с вещами, строить отношения со своей семьей, принимать решения. Я надеюсь, что вы тоже откроете для себя что-то новое».
Чему учит уборка?
Как пишет Нагиса Тацуми, ее цель – не превратить ребенка в чистюлю, умеющего красиво раскладывать вещи по полочкам, важнее привить ему навыки, которые пригодятся в дальнейшей жизни. Уборка же – своего рода тренажер для отработки полезных навыков, а их тренируется немало:
- Правильно обращаться со своими вещами: нести за них ответственность, уметь различать нужное и ненужное, определять, сколько вещей достаточно для жизни, правильно их использовать, уметь аккуратно с ними обращаться и поддерживать порядок.
- Уживаться с другими людьми: понимать, что беспорядок может мешать другим, учитывать желания других людей, научиться вести себя в общественных местах.
- Ответственно относиться к своим обязанностям: каждый вечер убирать игрушки, поливать цветы, составлять грязную посуду в раковину и т.п. – даже маленькие дети должны иметь домашние обязанности.
- Заботиться о своей территории: наводить порядок в своем «уголке», где хранятся игрушки, книги и прочие личные вещи.
Уборка ≠ Наведение порядка
В повседневной жизни мы их не различаем: во время уборки возвращаем на места вещи и чистим дом от грязи и пыли. Но всё-таки разница между ними есть, и если вам хорошо удается следить за порядком в вещах, это не означает, что с уборкой дела обстоят также. Нагиса советует: «Пусть во время уборки ребенок полностью сосредоточится на уборке. Когда наводит порядок – на наведении порядка. Так ему будет проще справиться со своими задачами».
Как научить ребенка наводить порядок?
Есть три основных навыка, на формировании которых нужно сосредоточиться:
- сразу убирать то, чем ребенок пользовался,
- возвращать обратно то, что брал с собой,
- находить место новым вещам, которые он приносит в дом, или их выбрасывать.
Что должны сделать родител, чтобы детям было легче освоить эти навыки?
Первое, что нужно сделать, – найти свой «уголок» для каждой вещи: разбить их на группы (если сходных предметов несколько) и подумать, где их лучше разместить. Подготовить подходящие емкости, чтобы ими удобно было пользоваться. Кроме того, важно определить идеальное количество вещей и показать ребенку, как избавляться от излишков (отбирать ненужное и сломанное), а не забивать коробки и корзины до отказа. А далее приступить к отработке каждого из трех вышеперечисленных навыков – день за днем терпеливо напоминать, подсказывать, быть примером. Как говорит Нагиса, «повторять снова и снова, не поддаваясь эмоциям и поддерживая свой авторитет».
Можно также сформулировать правила и требовать от детей, чтобы они им следовали. Например, такие: вовремя убирать вещи с общей территории (собрать игрушки в гостиной перед ужином) и не оставлять их на любой поверхности (шкафчик для обуви, пол, стол, шкаф, стиральная машинка…). Трудноосуществимо? Конечно, но Нагиса считает, что стоит напрячься и привить детям это умение, пока они еще не выросли – ради них самих.
Как приучить ребенка к уборке?
Как мы уже упоминали выше, Нагиса различает наведение порядка и уборку. Для выполнения первой задачи нужно научиться возвращать вещи на место, уборка же требует освоения операций, направленных на поддержание чистоты. Уборка – это не то, что происходит раз в неделю, а непрерывная цепочка ежедневных действий, и ребенок – в той или иной мере – должен быть участником этого процесса.
Важно в повседневном течении семейной жизни поручать ему часть домашних дел, с которыми он может справиться. Для начала пусть это будут какие-то мелочи: протереть пыль, полить цветы, убрать постиранные вещи… Постепенно список задач нужно расширять.
Особое место занимают дела, связанные с использованием общего домашнего пространства. Нагиса советует, например, как можно раньше приучить ребенка оставлять после себя в порядке гостиную, ванную и туалет. Выходя из ванной комнаты, окинуть ее взглядом, чтобы убедиться, что на полу нет воды, в ванной не осталась мыльная пена, все флакончики закрыты, а зубная щетка стоит в стаканчике. Дети пяти-шести лет вполне с этим справятся.
И еще одно важное замечание: «Легко требовать от ребенка, чтобы он стал «хорошим» для родителей. Но важнее, чтобы он сам однажды заметил, как его переполняет чувство радости и удовольствия от того, что он навел чистоту: прибрался в гостиной – и всем приятно, помыл посуду – и мама порадовалась».
В каком возрасте?
Когда нужно начинать приучать к порядку? В каком возрасте ребенок способен следовать правилам? Можно ли поручать наводить порядок самостоятельно? Нагиса считает, что нужно ориентироваться на периоды с границами 3, 6 и 10 лет – у каждого отрезка свои задачи.
До 3 лет: родители убирают, ребенок принимает участие. Даже малыша не стоит оставлять наблюдателем. Скажите ему: «Давай наведем порядок!» – и приступайте к делу вместе.
От 3 до 6 лет: родители учат принимать решения. В этом возрасте детям важно всё делать самим, так почему бы не дать им немного самостоятельности? Почаще задавайте вопросы: «Как ты думаешь, куда лучше положить книжки?», «Вот эту одежду ты еще будешь надевать? Мне кажется, она уже тебе мала, поэтому можно ее кому-нибудь отдать» и т.д. С легкой уборкой дети этого возраста уже могут справиться сами. Сначала, конечно, придется помогать, направлять их действия, но со временем достаточно будет просьбы убрать игрушки или повесить одежду в шкаф.
От 6 до 10 лет: родители позволяют самостоятельно принимать решения. В этом возрасте дети должны научиться поддерживать в чистоте свое личное пространство и ответственно выполнять домашние обязанности. И здесь им очень пригодятся навыки, которые были отработаны ранее. Родители могут постепенно перестать помогать, ограничиваясь только советами.
От 10 лет: ребенок становится самостоятельным. Конечно, может понадобиться помощь, но о том, чтобы родители убирали детскую комнату и наводили там порядок, не может быть и речи.
Как признается Нагиса, она сама не сильна в уборке. Она никогда не считала, что комната должна выглядеть идеально, а вещи – находиться исключительно на своих местах. Но во время работы над книгой она поняла важную вещь – у уборки есть глубокий смысл: она учит правильно обращаться с вещами, жить в гармонии с другими людьми и открывает нам что-то новое. «Наведение порядка – такой пустяк и одновременно такая важная вещь. Я искренне надеюсь, что благодаря этой книге ваш ребенок обретет не только чистую, аккуратно убранную комнату, но и поддержку, которая поможет ему идти по жизни смело и радостно». Что ж, попробуем!