Грамотное планирование уборки
Вы хотите прибрать в квартире, но не знаете, с чего начать? Или думаете: «Я сделаю это завтра, ведь сегодня и так много дел»? И, наконец, если нельзя все сделать за один день, то лучше и не начинать? Тогда самое подходящее решение для вас – график уборки.
Планирование – одна из тех полезных вещей, которые упорядочивают нашу жизнь, делают ее понятнее и проще. Составление плана уборки помогает внести регулярность в организацию пространства, сокращает затрачиваемое на это время. Квартира содержится в чистоте постоянно, а не только в день генерального наведения порядка.
Идеальный график уборки
Многие предпочитают наводить квартирный марафет по субботам: 2-3 часа домашнего труда – и все сверкает! Но, в конечном счете, удовольствия от этого не получаешь. Жалко отводить столько времени на борьбу с пылью и грязью в выходные дни, которые хотелось бы провести совсем иначе. Именно поэтому рекомендуется заниматься уборкой каждый день, но уделяя процессу небольшое количество времени. Каждый день мы будем делать что-то новое, помня о разделении обязанностей между домочадцами. Результат: дом или квартира все время содержится в порядке, а мы делаем только то, что необходимо для его поддержания.
Еженедельного графика вам, скорее всего, будет недостаточно. Некоторые процедуры выполняются редко – например, помыть светильник на кухне достаточно и раз в три месяца. Поэтому помимо ежедневной разбивки обязанностей по приведению дома в порядок стоит составить ежемесячный и годовой графики.
Безусловно, играет роль и то, сколько людей проживает в доме, и то, насколько они вовлечены в домашние хлопоты. Разделить обязанности по уборке необходимо не только между взрослыми, но и поручить что-то детям: даже малыши могут раз в неделю навести порядок в своем шкафчике с игрушками или вытереть пыль с книжной полки. Возможно, что со временем составленный вами график захочется переделать и это нормально, на практике будет понятно – что стоит делать чаще, а что можно выполнять не каждую неделю.
Как составить график?
Сделайте наглядное расписание, например, на альбомном листе или чуть больше форматом. Будет очень удобно работать, если удастся аккумулировать в одном месте план наведения порядка на каждый день, раз в неделю, раз в месяц и раз в три месяца. Если убирающих планируется больше одного человека, в квадратике рядом с заданием можно вписывать первую букву имени человека, которому предстоит выполнить это задание. Этим мы обеспечиваем наглядность не только выполнения конкретного участка уборки, но и лица, ответственного за него.
С чего начать:
-
Пройдитесь по дому и напишите на листе бумаги, что нужно чистить и как часто.
-
Записывайте то, что нужно делать каждый день, чтобы постоянно поддерживать дом в аккуратном состоянии. Важный пункт: уборка и организация вещей, благодаря которой и гарантируется ощущение порядка.
-
Запишите действия, которые необходимо выполнять раз в неделю, и определите для них удобный день. Возможно, некоторые из них придется делать дважды в неделю, учтите и это.
-
Выберите действия, которые достаточно выполнять ежемесячно.
-
Вам осталось зафиксировать процедуры, которыми можно заниматься нечасто, например, раз в 3 месяца или полгода.
-
Посоветовавшись с домочадцами, распределите обязанности. Используйте в графике цветные маркеры, чтобы сразу сделать разделение обязанностей четким и заметным.
-
Постарайтесь составить график так, чтобы не убираться в свои выходные дни – пусть эти дни останутся для отдыха личного или с семьей.
Представленные ниже графики, конечно же, примерны. Организовав разделение задач, подстройте их под свою жизнь и потребности. График, который у вас получится в итоге, должен вас устраивать. И не расстраивайтесь, если все получится не сразу: потребуется время, чтобы методом проб и ошибок составить идеальный распорядок.
План уборки на неделю
Что мы делаем по дому каждый день? Моем посуду, заправляем постели, убираем свои вещи, прибираем на столе, моем столешницу в столовой и прочие кухонные поверхности, иногда выбрасываем мусор. На этом этапе не стоит назначать каждому конкретные задачи: каждый ответственен за свою личную зону, а остальными обязанностями можно обмениваться, чтобы одному и тому же человеку не приходилось постоянно мыть посуду.
Понедельник
Стирка, наведение порядка в комнатных цветах, приборка места обитания домашних питомцев, осмотр холодильника (выбрасываем просроченные или испорченные продукты, составляем план покупок еды на неделю).
Вторник
Глажка белья, чистка пылесосом и мытье полов, приборка и чистка обуви, наведение общего порядка в прихожей.
Среда
Кухонный день: чистим плиту, чайник, мойку, протираем столешницу, дверцу холодильника. Вытираем пыль с мелкой бытовой техники и шкафов, меняем полотенца (по необходимости).
Четверг
Туалетный день: чистим душевую кабину, раковину, зеркала, унитаз и т.д. Протираем дверные ручки и выключатели по всей квартире.
Пятница
Наводим порядок в шкафу, на косметическом столике, письменных столах, дети прибирают игрушки в детской комнате. Все вещи (подушки, пульты от телевизоров, игровые приставки, книги, журналы и т.д.) находят свое место.
Суббота и воскресенье
В выходные дни мы не прибираем, это наша награда и свободное время на что-то более приятное. Но... если по какой-то причине вы не смогли ничего прибрать и почистить в течение недели, вам придется-таки сделать это в свой выходной.
Повесьте график в подходящее для этого место – может, это будет специальный угол уборки. Безусловно, будут недели, когда график будет выполняться на все 100%, но будут и такие дни, когда квартирный марафет производится на минимуме. И это нормально. Плохое самочувствие или тотальную лень еще никто не отменял.
Раз в месяц, раз в год
Эти дела не требуют выполнения каждый день и даже раз в неделю, их можно выполнять раз в месяц или раз в три месяца, по мере необходимости:
-
Перебрать кухонные шкафы: обработка от насекомых, планирование долгосрочных покупок круп, специй и т.д., бытовой химии.
-
Почистить или выхлопать чехлы на диванах и креслах, подушки, матрасы и одеяла из спальных комнат. По необходимости сдаем домашний текстиль в чистку раз в 2-3 месяца.
-
Раз в полгода-год следует тщательно помыть светильники в помещениях и загрязненные окрашенные стены.
-
Разобрать и помыть балкон.
-
Раз в год устраивайте генеральную чистку кладовой.
-
Так же раз в год достаточно методично осмотреть мебель: где-то подкрасить, где-то выполнить ремонт, почистить или перетянуть ставшую несвежей обивку.
-
Жалюзи и занавески на окнах обычно достаточно постирать-почистить раз в год, но если пыль и грязь на них скапливаются быстрее, то делайте это по мере загрязнения.
-
Организация документов. Раз в месяц достаточно просмотреть накопившиеся за это время бумаги, квитанции, письма и рассортировать по специальным папкам.
Что касается ежедневного выделенного на уборку времени, то иногда она может занимать 15 минут, а иногда и полчаса. Беспорядок ведь тоже относителен, он умеет быть большим или меньшим. Не сходите с ума по поводу идеального порядка, под настроение вы можете сделать все гораздо тщательнее и плодотворнее.