«Расхламление – это первый шаг к полной перезагрузке жизни!»
Блогер, консультант, коуч, ведущая онлайн-марафонов Евгения Изотова без преувеличения знает о расхламлении всё! Любовь к организованной жизни и собственные ошибки переросли в популярный проект "Оптимизация жизни", благодаря которому сотни хозяек избавились от хлама и организовали дом по-новому. История проекта, советы, лайфхаки и вдохновляющие фотоотчеты участниц марафонов – в интервью с Евгенией.
— Представьте себя тремя фразами.
Автор блога «Оптимизация жизни», консультант по организации домашнего хранения, коуч и ведущая онлайн-марафонов по расхламлению и организованной жизни.
— Как пришла идея вашего проекта?
Началось всё 8 лет назад. Я впервые решила упорядочить свой дом, тогда еще комнату в родительской квартире. И оказалось, даже одна комната хранит в себе невероятное количество хлама! Даже незаметного с виду! Ненужные книги и ксерокопии со школьных времен, вырезки из газет, пакет обрезков ткани и ниток для рукоделия, тетради, фотографии плохого качества, одежда и обувь, которую не любила и не носила…
Потом в моей жизни было много переездов, в том числе учеба в другой стране. Переезжая с одной съемной квартиры на другую, я каждый раз ужасалась тому количеству вещей, которыми обрастаю – с каждым переездом их становилось всё больше и больше! Было так странно: чтобы обслуживать себя, нужно так много вещей, и с каждым годом всё больше!.. А действительно ли все они нужны?
Постепенно я пришла к философии минимализма. Тогда и появился мой блог – в декабре 2015. Главная тема блога – организованная жизнь и расхламление. На разных уровнях – от физического хлама до «расхламления» головы.
Первое время я просто писала в блог и общалась с читателями. А потом стала получать письма: мол, «вы так много пишите о расхламлении, а я вот не могу взяться. Может, организуете что-нибудь?» Так что, можно сказать, идею проводить марафоны по расхламлению мне подарили сами читатели:)
Сейчас у меня есть несколько программ – по расхламлению и организации хранения в гардеробе, по психологии гардероба, по тотальному расхламлению дома. Был марафон по осознанной подготовке к Новому году.
— Расскажите о проекте поподробнее.
Сейчас в проекте два направления – с одной стороны ведение блога. Со второй – это основное направление – онлайн-марафоны по расхламлению и организации хранения.
Марафоны – сейчас вообще популярный формат. В них я работаю с девушками в закрытой группе Вконтакте – несколько раз в неделю выкладываю задания: например, «сегодня разбираем документы» – даю алгоритм, как расхламить эту категорию, как удобно организовать и как поддерживать в ней порядок. Т.е. предлагаю создать систему в каждой зоне дома. Тогда и лишнего не появляется, и порядок легко поддерживать.
|
|
— Получается расхламление в команде?
Да, и это команда единомышленниц! Я стараюсь превратить такое рутинное дело как расхламление и наведение порядка в игру:)
Особенность марафонов – всегда предлагаю делать письменные или фотоотчеты. Это помогает держать темп, не дает сойти с дистанции. Участницы отмечают: когда смотришь на чужие отчеты – вдохновение приходит: хочется и самой поскорее привести дом в порядок. Вообще сила группы – очень мощная вещь! Когда люди объединены одной идеей, это просто фантастика: всё делается легче, проще, быстрее и веселее. Многие девочки потом пишут: без группы я бы не справилась, не привела бы свой дом в порядок, не нашла в себе решимости избавиться от всего скопившегося хлама!
Но дело не только в наведении порядка – избавляясь от ненужного, мы удаляем из своей жизни всё отжившее, прощаемся с тем, что напоминает о неприятных событиях, учимся бережнее относиться к себе, «расхламляем» и свои мысли. Получается: атакуем хлам и на материальном, и на нематериальном уровне. И всё это – в поддерживающем окружении.
|
— С какими вопросами к вам чаще всего обращаются читатели?
Самый частый вопрос: с чего начать расхламление и как не сойти с пути? Потому что часто желание большое, женщина так хочет освободить свой дом, а когда доходит до дела, появляется ступор: а что, собственно, делать? Как организоваться? С какой зоны начинать? Как найти время?
Я советую двигаться маленькими шажочками – с пониманием, что сделать всё и сразу сложно, даже почти невозможно. Есть замечательное правило 20 минут – засекаем время и работаем не покладая рук. Подобная схема есть и в системе Флайледи – 15 минут в день. Можно выбрать и свой временной промежуток, главное – чтобы регулярно.
Разделите квартиру на зоны: спальня, гостиная, кухня, ванная и т.д. А потом эти зоны на еще меньшие категории. Например: спальня — белье, домашняя одежда, одежда на выход, детская одежда, ящики под кроватью, постельное белье и полотенца. Кухня: холодильник, рецепты, съедобные запасы и др. Ванная — косметические средства, моющие средства и т.д. На такие маленькие категории времени уходит немного — минут 20-30 в день, а то и меньше. И абсолютно точно дом изменится, появится простор, свежесть!
|
— А что делать, если члены семьи в расхламлении не поддерживают?
Это, кстати, второй по популярности вопрос!)
Я часто получаю письма: «Вот я расхламляюсь-расхламляюсь, а родные – Плюшкины! – не хотят! Это только у меня так?». На самом деле, это распространенная ситуация: видимо, такой баланс природа создает: Плюшкины и Расхламители даются друг другу не случайно)
Если ваши родные Плюшкины, самое главное – действовать без «демонстраций»: спокойно расхламлять свои вещи, о вещах общего пользования уточнять, точно ли они не нужны, у членов семьи. Ну и, конечно, главная «заповедь» расхламления – не разбирать и тем более не выбрасывать вещи других без спроса.
И, кстати, члены семьи очень часто вдохновляются – когда у вас всё красиво и удобно организовано, то и им хочется так же:). И тогда мужья, мамы, свекрови и взрослые дети начинают «шуршать» по своим шкафам. Это подтверждает и опыт моих читателей, и мой личный опыт: горжусь тем, что мои 72-летние бабушка и дедушка стали не только расхламляться, но и продавать ненужное через интернет! Но прежде, чем это случилось – было около 3 лет моих аккуратных предложений помочь с расхламлением, вдохновляющих историй и рассказов, куда можно отдать вещи.
Так что если ваши близкие не сгорают вместе с вами от нетерпения выбросить всё ненужное – просто запаситесь терпением) Расхламление – дело очень заразительное:)
|
— Что в своей работе вы любите больше всего?
Придумывать задания для марафонов и, конечно, отвечать на вопросы участниц:) Сказывается мое педагогическое образование. Мне нравится делать сложное – простым и понятным. Вот была большая и сложная задача – например, освободить свой дом от хлама, разобрать гардероб или сделать уборку и поддерживать дом в порядке. На первый взгляд всё просто, но когда хочешь подступиться, от масштабов задачи становится страшно и ничего делать не хочется. Потому что нет понятной системы или плана)
И я люблю создавать такой план и делиться им с другими. Есть хорошее правило: чтобы съесть слона, нужно разделить его на кусочки! Чтобы сделать большое дело – нужно сделать то же самое: большую задачу разбить на маленькие-маленькие кусочки! Настолько маленькие, чтобы каждая из подзадач не вызывала напряжения. Вот это я и стараюсь делать – в блоге и на марафонах. Разделить задачу почти на молекулы, чтобы было несложно.
|
— Что вы считаете своим самым главным достижением?
Результаты участниц марафонов и читателей. Если мои статьи в блоге, марафоны, задания помогают девушкам сделать жизнь более организованной, осознанной – это и есть самое главное!
|
|
— Расхламление для вас – это....?
... один из шагов к более осознанной жизни.
Ведь вообще проблема захламленности дома – это больше, чем проблема просто физического хлама. Обычно когда женщина расхламляется, то хочет что-то в своей жизни изменить. Иногда она и сама не знает, что именно, но интуитивно чувствует, что вот освободится дом – и что-то изменится.
И интуиция не подводит: вместе с физическим хламом уходит и много ментального «хлама». Расхламление – это отличный инструмент для упорядочивания мыслей. После него хочется «прокачать» свою жизнь на разных уровнях – оптимизировать финансы, лучше организовать время, обновить гардероб, реорганизовать питание, удалить «токсичных» людей из своего окружения. Кто-то потом меняет работу или создает свой бизнес, кто-то открывает для себя творчество, у одних улучшаются отношения в семье, кто-то даже находит вторую половинку!
В общем, расхламление – это первый шаг к полной перезагрузке жизни!
|
|
— А что делать тем, кому очень сложно избавляться от ненужного хлама?
Тренироваться!:) Расхламление очень похоже на физическую тренировку: чем дальше – тем легче. Самое главное (и трудное!) — начать. Потом, когда втягиваешься, будет намного легче: руки сами тянутся что-нибудь выбросить в любую свободную минутку:), глаз намётан — что надо, а что нет.
И еще со временем будет эмоционально легче выбрасывать: я первое время вот буквально по 10-15 минут над какими-нибудь вещами сидела и размышляла: оставить или нет) Сейчас всё легче, это доведено до автомата.
|
— Есть ли один универсальный совет по поддержанию порядка после того, как расхламишься?
Есть такой принцип «Один прибыл – один выбыл». Очень действенный метод против захламления: как только что-то новое появляется, сразу выбрасывать что-то старое из этой категории. Так просто не получится много хлама скопить!
Захламленность точно появится, если вещи в дом приходят в бОльшем количестве, чем из него уходят. Поэтому важно поддерживать баланс количества вещей: тогда у хлама просто не будет шансов!)
Но, конечно, не только количество важно. Важно еще и как организовано оставшееся. Есть хороший прием – минимизировать вещи, удобно их организовать, убедиться, что всё вас устраивает – и сделать фотографии всех уголков дома. Это такой своеобразный «стандарт порядка» – эти фото можно пересматривать для вдохновения и для напоминания себе, как должен выглядеть мой дом.
|
|
— Какие творческие планы?
Новые марафоны, конечно!) В планах марафоны по организации кухни, марафон для тех, кто хочет прийти к минимализму. Недавно я прошла обучение коучингу, поэтому теперь в моих марафонах появляется больше упражнений с психологическими нотками – т.е. чтобы не просто расхламиться, но и нащупать причины своей привязанности к вещам.
— Составьте Топ-3 товаров в идеальном гардеробе, которые хотели бы рекомендовать? Почему?
На мой взгляд, номер один – это органайзеры. С их помощью можно привести в порядок любую область дома: от мелочей типа украшений и белья до обуви и сумок. Когда перед нами полка без всяких делений – на ней даже простая стопка одежды с легкостью превращается в расползающуюся кучу. А вот когда есть ячейки – то порядок поддерживать намного легче.
Второе приспособление – это вакуумные пакеты. Отличные помощники, когда пространство в шкафу ограничено: можно упаковать несезонную одежду и текстиль – всё убрано, а место занято минимальное!
И третий мой фаворит – это вешалки с зажимами. Причем я люблю 2в1: когда есть и плечики, и зажимы. Такая мелочь – а с ее помощью можно организовать и правильно хранить любую одежду.
|
|
Специально для "Идеальный гардероб", 2018
Фотографии из архива Евгении Изотовой
Сайт проекта "Оптимизация жизни": optimiziruem.com/
Группа Вконтакте: vk.com/optimiziruem